Меню KDT
МЕНЮ

logo.png?_=1558301461

Коммунальное государственное учреждение "Средняя  школа № 1
имени  Мурата  Айтхожина" коммунального государственного учреждения "Отдел образования  города Петропавловска" коммунального государственного учреждения "Управление  образования акимата Северо – Казахстанской области"
  • kz
  • ru
  • Меню школы

    Социальный педагог школы - родителям и детям

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРКОПОСТА В ШКОЛЕ

     

    Кадырбаева К.О.

    социальный педагог высшей категории

    КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

    им. Мурата Айтхожина г. Петропавловска»

     

    В работе социального педагога в школы одним из основных направлений  его деятельности является профилактика употребления вредных веществ  подростками, где основное место занимает деятельность школьных наркологических постов. Наркологический пост в учреждениях образования был создан  в 2008 году на основании совместного  приказа Министерства образования и науки  и Министерством здравоохранения Республики Казахстан. Чем было вызвано данное нововведение?

    О том, что наркомания – мировое зло, объяснять никому не нужно. Нет ни одной страны мира, которой не коснулась эта беда, каждая борется с ней самостоятельно. Эта стратегия малоэффективна, как показывает практика: количество наркозависимых увеличивается, объемы наркотрафика – также.

    Только на официальном учете органов здравоохранения РК состоит более 55 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотиками и токсическими веществами, реальная же цифра намного выше. Таким образом, на сегодняшний день число наркозависимых в нашей стране достигло угрожающих масштабов и вывело эту проблему в разряд серьезных угроз национальной безопасности.  Биться с наркоманией в одиночку – это как оберегать отдельный участок при  всеобщем  наплыве саранчи. Ни заборы, ни ограды удержать вредителей не смогут. Только совместными усилиями можно добиться положительного результата. Решение данной проблемы сегодня требует консолидации всего гражданского общества Республики Казахстан и всего  мирового сообщества.  И в этом направлении уже сделаны определенные шаги.

    Для более эффективной борьбы с этим социальным злом Указом Президента РК утверждена стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014гг., внесены изменения и дополнения в Уголовный , Уголовно-процессуальный   кодексы Республики Казахстан и Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков, в 2009 году был образован Центрально-Азиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ).

    ЦАРИКЦ – один из самых масштабных проектов Управления ООН по наркотикам и преступности, когда-либо осуществляющихся в Евразии. Под единым флагом борьбы с наркобизнесом объединились силовики семи стран: Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и России. Главная функция Центра – координация борьбы с наркотрафиком, анализ и обмен   информацией. К деятельности  ЦАРИКЦа может присоединиться любое государство мира. Деятельность Центра и другие вопросы по проблеме наркомании регулярно освещаются в информационно-публицистическом журнале «Наркопост», издаваемом Комитетом по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК.

     Существуют также Региональные программы, на основании которых на местах разрабатываются планы мероприятий по профилактике наркомании и борьбы с наркобизнесом.  Такие программы и планы  разработаны и успещно реализуются в средней школе №1 им.Мурата Айтхожина г.Петропавловска, в  рамках которых осуществляет свою деятельность созданный в 2008 году школьный наркологический  пост  «НаркоSTOP».

    Положение о Наркопосте в учреждениях образования, разработано  и утверждено  департаментом здравоохранения СКО и отделом образования г. Петропавловска. Оно стало программным документом для создания наркологических постов в учреждениях образования, в том числе и в школах.  Однако не всех школах области работа НП поставлена на должном уровне. Это объясняется  нескольким причинами: недостаточной информированностью и отсутствием  основополагающих документов по данной проблеме, высоким уровнем текучести кадров, в частности социальных педагогов и т.п.

    Работая в данном направлении  пять лет  и, накопив определенный  опыт, хотелось бы предложить  его   для  дальнейшего использования в школах и других учреждениях образования области.  Обратимся к основному документу

     

    Цели   и основные направления  деятельности  Наркопоста:

    -  создание системы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и молодежи;

    - выявление учащихся склонных к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и токсических веществ, вовлечение их в спортивные секции, кружки, формирование у них здорового образа жизни;

    - осуществление контроля  поведения  подростков, состоящих на учете в наркологическом центре, организация индивидуального шефства над учащимися группы риска;

    - непосредственное участие в санитарно-просветительской работе, профилактических  мероприятиях совместно с Областным наркологическим Центром, Центром формирования ЗОЖ, Центром по борьбе СПИД, различными НПО;

    - повышение знаний по проблемам борьбы с наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, табакокурением среди несовершеннолетних.

                На основании данного Положения  в  школе  было разработано и утверждено Положение о работе наркопоста  класса (кНП), в состав которого входят: лидер класса (является руководителем НП класса), два представителя  актива класса, председатель родительского комитета и классный руководитель.

    Обязанности школьного НП и НП классов:

    1. Проводить беседы, классные часы, организовывать другие формы мероприятий по первичной профилактике вредных привычек. Подавать  социальному педагогу  заявки с целью приглашения представителей ОНЦ, Центра ЗОЖ. ОЦ СПИД и др.
    2. Осуществлять рейды в школе и территории, прилегающей к ней не реже 1 раза в неделю в соответствии с графиком. Данные рейдов  фиксируются в специальном журнале регистрации выявленных  фактов употребления учащимися школы ПАВ.
    3. Готовить и рассматривать материалы по конкретным случаям употребления учащимися ПАВ на заседаниях НП класса, школы, совета по профилактике правонарушений.
    4. Проводить информационно-просветительскую работу среди учащихся и их родителей, используя разнообразные формы и методы деятельности.

                          Отчет и учет деятельности

    1. Заседания школьного и классного НП проводить не реже 1 раза в месяц.
    2. НП класса подотчетен  школьному НП.
    3. НП класса ведет журнал регистрации проведенных рейдов, в соответствии с графиком  дежурства.
    4. Сдаёт сведения о работе НП класса к 25 числу каждого месяца  по указанной форме.

    класс

    ФИО учащихся класса, замеченных в  употреблении ПАВ

    Проведена работа с

    Форма учета и  контроля

    (внутришкольный учет, учет в ОДН, ОНЦ)

     учащимися

    родителями

     

     

     

     

     

       Памятка по организации деятельности наркопоста в классе

    1. наркопоста в классе рекомендуется использовать разнообразные формы работы, например:

    * беседы, лекции с привлечением специалистов областных центров ЗОЖ, СПИД,  наркологического  диспансера и др.;

    * конкурсы буклетов, альбомов, листовок, писем-обращений, рисунков и др.;

    * акции протеста или поддержки каких-либо событий, знаменательных дат;

    * обзор материалов СМИ  по проблеме наркомании, алкоголизма и табакокурения;

    * слайдовые презентации;

    * круглые столы с участием родителей, педагогов, работников правоохранительных органов, средств  массовой информации

    1. дневник-альбом с фотографиями и комментариями о мероприятиях, проведенных в классе. 
    2. Иметь в активе   библиотечку  видеороликов, слайдов, информационных материалов по проблеме наркомании, алкоголизма, табакокурения, токсикомании и их профилактике.
    3. учащихся на родительских собраниях,  классных часах в классах  начального и среднего звена.

                                План работы школьного наркопоста СШ № 1 на учебный год

    1. Диагностическая работа

    1  Обновление и  издание приказа  о новом составе шНП на учебный год.

    1. диагностики уровня проблемы по употреблению ПАВ.

    3 Мониторинг материалов анкетирования, создание банка данных, формирование группы риска.

    1. через анкетирование по теме: «Подросток в семье и социуме»
    2. риска .

    1 Индивидуальная работа классных руководителей 5-11 классов с учащимися группы  риска и их семьями:

    * документация;

    * посещение квартир;

    * тематические беседы, лекции

    3 Рассмотрение фактов употребления ПАВ на заседании шНП

    4 Спортивно-массовые мероприятия по КПВ.

    5 Мероприятия по плану ЗОЖ.

    6 Оформление и обновление информационного стенда по ЗОЖ

    «Человек. Здоровье. Общетво».

    7 Работа видеотеки (просмотр видеоматериалов по ПУВВ).

    8 Обновление содержания разделов «ПУВВ» в классном уголке

    9 Санитарно-просветительская работа с родителями

    1. ОЦ  по проблемам формирования навыков ЗОЖ
    2. на территории школы и прилегающем микрорайоне.   Отчеты на заседаниях шНП.

    3 Проведение мероприятий по ПУВВ, ЗОЖ.

    4 Учебная работа с учащимися:

    * диктанты, изложения по ПУВВ;

    * конкурсы сочинений, рефератов, газет, рисунков;

    * выставка книг, материалов СМИ.

    5 Круглый стол по теме: «Рост  подростковой  преступности взаимосвязь с фактами  употребления ПАВ».

    1. фактов употребления насвая, табакокурения и других ПАВ учащимися школы.
    2. 9 кл. (анкетирование)
    3. выступлений, докладов, презентация согласно тематике заседаний шНП.
    4. Отчеты о работе  НП классов о проделанной  работе по профилактике употребления ПАВ на заседаниях шНП.
    5. учащихся, состоящих на внутришкольном учете, группы риска в работу спортивных секций, кружков по интересам,  в  внеклассные мероприятия класса, школы, деятельность отрядов ЮДП, ЮИД и др.

    1 Реализация  Положения о работе кНП.

    2 Составление графика рейдов кНП, ведение учётно-отчётной документации

    3 Заседание МО классных руководителей  по проблемам реализации Положения о кНП.

    4 Заседание МО классных руководителей по рассмотрению результатов мониторинга анкет.

    5 Отчёт классных руководителей о работе кНП.

    6 Консультации для классных руководителей по работе НП.

    8 Разработка тематики по правовому всеобучу «Правовые основы ЗОЖ» для уч-ся и родителей:

    Тематика  заседаний школьного наркопоста СШ №и 1 на учебный год

    Сентябрь:Организационная деятельность НП

    Октябрь: Тема: Диагностическая деятельность НП

    Ноябрь: Тема: деятельность НП в рамках месячника по профилактике ВИЧ/СПИДа

    Декабрь: Тема: Проблема раннего приобщения несовершеннолетних к алкоголю, табаку и другим ПАВ

    Январь: Тема: Коррекционно-профилактическая работа с учащимися группы риска.

    Февраль: Тема: Коррекционно-профилактическая работа с учащимися группы риска.

    Март: Тема: Административная и уголовная  ответственность несовершеннолетних подростков

    Апрель: Тема: Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей

    Май: Тема: Активизация форм и методов профилактической работы НП

    Анализируя итоги деятельности наркопоста в СШ№1 за пять лет можно сделать определенные выводы: наблюдается положительная динамика снижения  количества административных правонарушений учащимся, в частности фактов  употребления алкогольной и табачной продукции, повысилась информированность учащихся, родителей по профилактике употребления вредных веществ,  активизировалась  гражданская позиция по решению указанных проблем. Актив шНП  тесно сотрудничает со своими товарищами из  отряда юных друзей полиции, принимая активное участие в городских соревнованиях  и конкурсах. 

    В перспективе шНП планирует расширить рамки своей деятельности  с использованием инновационных форм и методов, таких как акции протеста, принятие коллективных клятв неприятия  наркотиков, поддержки здорового образа жизни  и др. с активным привлечением  родительской общественности, населения микрорайона школы.

    В тоже время  в своей работе шНП  столкнулся с рядом  проблем,  разрешение которых под силу только властным структурам различных уровней и правоохранительным органам. Например, продолжается незаконная продажа несовершеннолетним  алкогольной, табачной  продукции, насвая  в торговых точках  и на улицах культурно-развлекательных центрах города. Такие интересные  информационно-публицистические журналы как «Наркопост», «Будущее без наркотиков» не купишь  невозможно купить в розничной продаже или оформить подписку.   Вместе с тем  жизненная практика показала  актуальность и необходимость существования наркологических постов в школах и других учреждениях образования, так как самым главным оружием против наркотиков является информированность и активная жизненная позиция подрастающего поколения в решении  проблемы наркомании среди учащейся и студенческой молодежи.Л

    Литература:

    1. противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», 1998г.
    2. «Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014гг.»
    3. 2013гг.

    Послание
    Президента

    Рухани жаңғыру